+ К ВЕЧНОЙ ИСТИНЕ + - + СЛОВО О ЛЮБВИ К ВРАГАМ (Схиигумен Серафим Покровский):
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Поиск в православном интернете: 
 
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Православный Месяцеслов Online
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Отличный каталог сайтов для вас.
Библиотека "Благовещение"
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг Помоги делом: просмотр за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Православие.Ru
Помоги делом!
Сервер Россия Православная

ДетскиеДомики
Конструктор сайтов православных приходов
Яндекс.Погода

+ СЛОВО О ЛЮБВИ К ВРАГАМ (Схиигумен Серафим Покровский):

Схиигумен Серафим (Покровский)

   СЛОВО О ЛЮБВИ К ВРАГАМ:      Сегодня на Литургии, дорогие братья, мы слышали евангельские слова, которые при всей своей краткости нам раскрывают совершенно новые измерения бытия. В Ветхом Завете, как вы знаете, было сказано в Законе Моисеове: «возлюбиши брата твоего, друга твоего, но возненавидиши врага твоего». И был дан закон: «око за око и зуб за зуб». То есть закон безжалостного возмездия. А в Новом Завете, во Христе, Его пречистыми устами открывается нам новое, иное и непостижимое для нашего человеческого разума измерение бытия. - Раскрывается Сам Бог: как Он живет в Своей славе, в Своем смирении и в Своей любви к твари. Сказано Господом, что если вы будете любить тех, кто любит вас, какая вам заслуга? Если вы будете благотворить тем, кто благотворит вам, какая вам заслуга? Если вы будете давать, ожидая, что вам воздадут, какая вам заслуга? - И вот так поступают язычники. А мы, которые призваны быть чадами Отца Небесного, если хотим уподобиться Ему и быть сынами Вышнего, то мы должны любить врагов своих, должны благотворить зло творящим нам. И должны, ничего не ожидая, давать. То есть иметь чистую и щедрую душу. И как раз то же в апостольском чтении сегодня было сказано, что Бог любит «весело дающего». И последние слова Спасителя: «будите убо вы милосерди, яко же и Отец ваш милосерд есть». Значит, милосердие Божественное, Богоподобное, Христоподобное состоит в том, чтобы всем без исключения творить добро, как Сам Бог. Сказано, что Он «дождит», - Он посылает дождь на неблагодарных и на злых, то есть Он не разбирается, кто как к Нему относится. А Его благоутробие изливается на всех, на всю тварь и на всех людей. Он и о православных, конечно, печется, заботится, но и о всех прочих народах земли: Он их тоже кормит, поит, одевает, и, значит, они тоже присутствуют в Его творческом и Божественном Уме. Этот новый закон, закон Нового Завета о любви к врагам, как я говорил, не легко принимается нашим человеческим разумом. И, к сожалению, можно заметить, что даже в Церкви немногие души находят мужество идти этим путем. Потому что, конечно, внешне этот путь кажется поражением, но мы забываем о том, что «сила Божия в немощи совершается», и победа Божия — именно в смиренной, жертвенной и крестной любви, которою Господь победил мир, победил врага-дьявола, победил смерть, победил грех. И, таким образом, Господь показал нам путь, как побеждать зло. В другом месте сказано: «не противься злу». Но, конечно, такое поведение, «яко овча на заколение ведеся», «яко агнец прямо стрегущего его безгласен, тако не отверзает уст Своих», «во смирении Его суд Его взятся» - такое поведение требует мужества и требует веры. Но другого пути для нас, по крайней мере, православных христиан, нету. И слава Богу, Православная Церковь и в особенности Русская Церковь в исторических своих судьбах, за редкими исключениями, всегда шла путем голгофского, христоподобного истощания. И поэтому она в своей истории кажется гонимой, презренной, униженной, поруганной. Но за этой ее нищетой и внешним бесславием кроется другая слава — голгофская слава. К сожалению, Западная Церковь после отпадения, после раскола выбрала иной путь — путь земной власти. И очень поражает, конечно, разница между пышным, могучим, богатым Ватиканом и бедным, находящимся в самом бедном и грязном квартале Стамбула, Константинополя, Фонарь, то есть резиденция Вселенского патриарха. И говорят, что когда приезжал папа римский, — мне кажется Павел VI навещал патриарха Афиногора в Константинополе, — и когда он увидел, где он живет, то он просто заплакал. И поэтому, раз Церковь Православная выбрала вот этот путь, путь истощания, путь распятого и воскресшего Христа, не надо удивляться, что в исторических судьбах она распинается. Как все православные народы: русский, грузинский, сербский, румынский и так далее, на Кипре тоже — везде до сих пор православные народы подвергаются гонениям и уничтожению. И они все многострадальны. Вы помните, как сербский народ в лице своего короля Лазаря, на Косове, когда предстояла битва с турками, ему было предложено Ангелом, что либо он победит и будет иметь земную славу, земное царство получит, либо он будет побежден, убит и все его войска будут убиты, но зато он получит Небесное Царство. И царь Лазарь за себя и за свой народ, за сербский народ, определился: он выбрал Крест Господень, он выбрал мученическую смерть. И он действительно был убит. И это Косовское поле, где происходила эта битва, остается в сознании сербского народа как место самоопределения сербского народа. И это самоопределение остается в силе до сих пор. Вы знаете, особенно как в последние годы страдала Сербия, и можно сказать, что она уже полностью по-человечески, в своем земном проявлении, она почти полностью уничтожена. Западные христиане устроили великую цивилизацию. То есть они пошли путем насилия, путем завоевания, мечом, страхом. А наша Церковь, наши народы пошли другим путем — путем истощания Христова, путем Голгофского восхождения, путем любви к врагам. И хотя порой, конечно, трудно примириться с такой судьбой. Как Солженицын говорил, что родиться русским — это великое проклятие. Трудно порой примириться с такой судьбой, но вот сегодняшние Евангельские слова говорят нам, что это единственный путь стать сынами и наследниками Царствия Небесного и единственный путь уподобиться Самому Богу. Это в общем. Но эти слова относятся и к нашей обыденной монашеской братской жизни. Как я говорил много раз, даже в монастыре, в общине монашеской не все могут быть нам друзьями. И те, кто от нас отлучаются, у кого другое мышление, другие взгляды, другой подход, другие опыты, зачастую нами воспринимаются как... как враги. И нам трудно, нелегко их любить. Но будем помнить о том, что это заповедь Божия, - и эта заповедь, как в сегодняшнем Евангелии сказано: «будите милосерди, яко же Отец ваш милосерд есть». А в другом месте, в том же контексте сказано: «будьте совершенны, яко же Отец ваш совершен есть». Значит, именно в этой любви к врагам и в том, чтобы, как Матерь Божия покрывать любовью, молитвою, благо желанием, - именно в этом состоит и Христоподобное совершенство. И никто, ни один учитель человечества, никакая другая религия так не учит. Это впервые такие слова прозвучали устами Христа, устами Богочеловека о том, что мы должны любить врагов, и что это является единственным путем к вечной победе и к Вечной Жизни. Вот, как апостол Иоанн Богослов говорит, что мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братию нашу. А кто любит врагов, то имеет в себе действительно живое и несомненное свидетельство о том, что он перешел от смерти к жизни. А кто пребывает в неприязни, в ненависти, в отталкивании, в неприятии любого человека и в малом и в великом, тот уже находится вне света Божия. И, конечно, он находится и вне ведения Божия, находится во тьме неведения, и он не знает, что делает и куда идет. Потому что это тьма ненависти, неприязни ослепила очи его. И мы должны об этом помнить и в нашей жизни, потому что если мы будем испытывать хотя бы малейшую неприязнь к кому-либо, то уже благодать Божия не может жить в нас. И поэтому, когда находят такие моменты, мы должны усиленно, всеми силами стараться избавиться от таких чувств. И тогда сразу мы бытийно, опытно почувствуем истинность этих слов. Если мы будем действительно стараться любить всех христоподобной любовью, то у нас будет мир и свет в нашем сердце. Зачастую даже в монастырях приходится слышать такие слова: «Ну, если я буду его любить, или буду делать ему добро, ну, он это использует, будет это использовать». Ну, пусть даже так. Наше дело — соблюдать заповедь Божию. А то, как другие к этому будут относиться, - это уже не наше дело. Да, конечно, христианство и евангельское поведение по-человечески — это слабость и поражение. Но опять я повторяю, что Христос пришел победить совсем другим путем: и не мечом, и не насилием, а смиренной, кроткой, жертвенной любовью, отдать Себя в жертву. Не противиться злу, но отдать Себя в жертву за всех: и за други, и за недруги Своя. И нам заповедано, чтобы и в нас жили те же чувствования, что во Христе Иисусе. Поэтому, если мы хотим уподобиться Христу, что является целью всего нашего подвига, мы должны поступать так же, как Он поступал, во всех наших обстоятельствах: и малых, и великих, во всех моментах нашей жизни. И преподобный Силуан говорит, что кто не любит врагов, тот не познал Бога как Он есть. И любовь, именно — любовь к врагам является единственным, в конце концов, критерием истинности нашего пути в Боге. И поэтому кто несет большие подвиги, внешние даже: посты и так далее... бдения... а не имеет одновременно и милующего сердца, не имеет любви к врагам, тот находится вне истины, потому что и в других религиях — и в индуизме, и в исламе — тоже большие аскеты, подвижники, которые несут очень большие подвиги внешне, которые, порой, даже превышают нас. Но у них нету ведения ради чего все это делается. А у нас есть ведение. Поэтому если мы будем останавливаться только на этих средствах, то мы далеко не поедем. То есть мы не дойдем до заповеданного нам совершенства, мы не дойдем до познания Бога как Он есть и до уподобления Ему как Он есть... 

____________________________________________________________


Назад к списку